Уважаемые пользователи! Сайт проходит стадию тестирования.
Большая просьба обо всех замеченных ошибках, неполадках, глюках и т.д.
сообщать сюда...

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО 
РАЗВИТИЯ 
INTERNATIONAL PUBLIC DEVELOPMENT ACADEMY
Russian  English  На главную страницу
На страницу 
МАОР

Новости МАОР

Об Академии

Оценка
общественной
полезности 

Глобализация и
антиглобализм

Проекты

СТАТЬИ
для прессы

Темы для
сотрудничества

Книги для
издания

Интересные
материалы
 Общественные (общие) механизмы развития

"ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО" ПЛЮС  СИСТЕМА ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ КАК КЛЮЧ К АКТИВНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Проект Закона "О социальной безопасности и социальном развитии"
 
 

"ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО" ПЛЮС СИСТЕМА ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ 
КАК КЛЮЧ К АКТИВНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

  Борис МИНИН, руководитель Федерального Центра сертификации, президент Международной Академии общественного развития, д.э.н., к.т.н., академик Международной Академии информатизации
Если исключить все частные и переходящие особенности развития человеческого сообщества (национальные, климатические, географические...), то для нашей цивилизации можно назвать лишь единицы общих для всех или почти для всех стран, народов факторов, в целом определяющих социальный прогресс и потому требующих особого внимания с точки зрения их эффективности и необходимости реформирования. Среди этих факторов, пожалуй, первыми следует назвать систему обеспечения правопорядка и государственное устройство.
ВОЗВРАТНОЕ ПРАВО
Считается, что принципы нашей правовой системы близко соответствуют принципам "Римского права", установившимся более двух тысяч лет назад. Сложившаяся система правовых норм, основанная на этих принципах, включает огромное, точно не учтенное, количество правовых норм, актов, законов, начиная со Свода Юстиниана (533 г.) – уже тогда его объем составлял около 120 печатных листов. Такой объем правовых актов целиком обусловлен самой сутью данной системы ("Римского права").
В соответствии с принципами "Римского права", судопроизводство включает следующие параллельно и последовательно проводившиеся процедуры: персонификация деяния – установление личности правонарушителя, преступника; идентификация правонарушения путем сопоставления (до буквы) с конкретной нормой права и через нее определение наказания.
Исследования показывают, что вся совокупность этих процедур – можно сказать, в целом концепция "Римского права" – нуждается сейчас в заметной корректировке.
За последнее время проявилось значительное количество недостатков, которые с очевидностью говорят о том, что их не удастся нейтрализовать ни полировкой, ни ремонтом отдельных элементов сложившейся системы.
ГЛАВНЫЙ ИЗ ЭТИХ НЕДОСТАТКОВ обусловлен основным принципом, используемым "Римским правом", – необходимостью установления точного совпадения описания правонарушения с той или иной нормой. Отсюда и огромный объем нормативных актов, правил, отсюда существенное перенапряжение каналов юридической информации, перегрузка работников правоохранительных органов, затягивание судопроизводства на месяцы и даже годы, а в ряде случаев – ненаказуемость явно виновных из-за отсутствия необходимой законодательной базы – т. е. в целом неэффективность судопроизводства.
Далее. Результатом судопроизводства по существующему порядку является определение наказания. Чаще всего –путем лишения свободы. Насколько известно, места лишения свободы это настоящая школа преступлений и поле унизительного существования, накладывающего позорное и несмываемое пятно на всю жизнь. Можно, конечно, говорить о необходимости совершенствования судопроизводства в рамках существующей концепции: об увеличении числа юристов, о совершенствовании методов их работы, об улучшении быта и нравов заключенных... Однако можно поставить и вопрос о смене самой концепции.
МЫ ПОПРОБУЕМ ПРЕДЛОЖИТЬ НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ, основанную на древних законах кармы, на законах человеческого общежития, устанавливающих простой принцип возмещения любого ущерба. Конечно же, как и воздаяния за любой положительный результат труда и творчества. Но об этом не здесь.
Концепция новой правовой системы, основанная на этом принципе, предполагает существенно новый порядок судопроизводства, а именно: сохраняется персонификация деяния – установление субъекта (субъектов) правонарушения, но при этом – с установлением доли вины (вклада) каждого субъекта; идентификация правонарушения –но при этом с точки зрения выхода за правовое пространство (того, что обществом, законом разрешено, на что дано право); затем определение полного ущерба, нанесенного другому субъекту (субъектам) – ущерба физического, материального, экономического, социального, морального... и определение порядка его компенсации (кто, сколько, в течение какого времени, какими средствами...).
Можно совершенно определенно утверждать, что видов ущерба и способов его определения (расчета) в сотни, если не в тысячи раз меньше, чем типов ситуаций, в которых он возникает. Если пока исключить "крайние" виды уголовных преступлений – убийства и т.п. (их единицы процентов), все остальные уголовные и практически все административные правонарушения достаточно просто и эффективно охватываются судопроизводством, основанным на предложенных выше принципах.
Но дело, конечно, не только и не столько в судопроизводстве, в судебных исках по всему бесконечному количеству больших и малых правонарушений. Речь идет о введении других, более простых механизмов текущей практики компенсации любого наносимого друг другу ущерба. Пример – нанесение ущерба людам от загрязнения окружающей среды. Нельзя, ненормально ожидать от москвичей 10 миллионов исков к загрязнителям. Должен быть налажен механизм регулярного изъятия всех сумм ущерба властям округов, микрорайонов, регионов в пользу терпящих бедствие – часть возмещать лично, часть – в виде социально значимых программ: новых лесонасаждений, детских садов, асфальтовых дорог и пр.
Итак, вопрос о соблюдении или нарушении законодательных актов проще решается с позиции определения и компенсации нанесенного ущерба при нарушении любого пункта, любой нормы права.
Но в равной степени должна быть предусмотрена материальная ответственность за неэффективное нормотворчество. Ответственность должна быть обоюдной.
Принцип возмездности позволит охладить неуемное стремление занимать ответственные посты ради получения известных выгод – ибо эти места предполагают и возможность объемных просчетов, а ущерб от них, возможно, придется компенсировать, и не только им самим, но и их команде (в долях), их родственникам и знакомым, вне сомнения, пользующимся благами от начальственного положения виновного.


СИСТЕМА ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ

Все достоинства "возвратного права" могут быть использованы в полной мере только в рамках так называемой ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ, предполагающей прямую власть народа – вместо демократии представительской, косвенной, пока существующей практически во всех странах (в России – тоже). Ибо только прямое волеизъявление может обеспечить неискаженное представление мнения большинства народа при формировании правового пространства (прав, разрешений делать то-то и то-то); при формировании государственной политики (внутренней и внешней); местной политики регионов, городов, земств, штатов, республик...
Хотелось бы выразить надежду, что в конце концов закончится – собственно, уже заканчивается – длинная, многотысячелетняя эра существования политической борьбы, борьбы партий, митинговых поисков правды как основного средства социального развития человечества. Шумный, но малоэффективный опыт этой борьбы говорит о том, что всегда (или как правило) внутренние стимулы участия в этой борьбе – сугубо личные, и все ссылки на интересы общества звучат только в период борьбы за власть. После победы любой партии, любой системы все обещанное обещавшим забывается. Надо будет нам всем признать, что законы, принимаемые во всех странах мира, пусть в различной степени, но отражают только (или почти только) интересы правящего меньшинства вне зависимости от наклона установившейся политической и социально-экономической системы.
Как бы честны ни были идеологи переворотов, революций, но после совершения задуманного эти идеологи всегда должны устраивать, организовывать жизнь "внизу", привлекая к этому устройству, в том числе и для административной работы, массы аппаратных работников, – которые все устраивают в меру своего "старого" качества. Так что в каждом большом, малом и мельчайшем деле, попавшая в правящие слои эта индифферентная к "большой истине" масса устраивает все в своих интересах.
Этот порядок интересов главенствует и в государственных системах в целом, и в их частях – в каждом учреждении, в каждой ассоциации, в каждом блоке, в большой и малой группе, и чтобы это броуновское движение превратить в более или менее однонаправленное, в интересах тех, за счет труда которых вообще что-то человеческое, социальное на Земле движется, надо ввести право всех потребителей, т.е. всего народа, самим определять свою судьбу.
Итак, речь идет прежде всего о налаживании механизма систематического учета интересов общества, граждан путем их ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ.
Надо ли говорить, что именно массовая информация есть главное средство для достижения такого порядка? – Что же касается "дальнейшего", то нет вопроса: современная информационная технология такой порядок осуществить в силах. Далее, после того как массы почувствуют "вкус крови", почувствуют свою силу в истинном управлении страной, собственной судьбой в большом и малом, система будет обречена на вечную молодость.
Но волеизъявление – это еще не все и даже не главное. Речь может идти и о другом, куда более широком понимании "прямой демократии", а именно: об обязательном прохождении всего нормотворчества, всего делопроизводства через сито оценки его полезности или вреда с позиций интересов всех (большинства) членов общества, об обязательном определении общественного ущерба (и эффекта) от любого проекта, любого деяния, включая нормотворческое, государственное и иное, включая и информационную деятельность – с соответствующими выводами о материальном и ином воздействии (поощрении или наказании).
ИМЕННО “ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ” позволит двигаться вперед наиболее быстрыми кардинальными путями и при этом начисто избегать даже намека на возможность обвинения в диктаторстве, в нарушении прав человека и т.д. и т.п. __________________
Таким образом, развитие, изменение систем государственного устройства – с одной стороны и правопорядка – с другой прочно переплетены друг с другом и должны идти параллельно с непрерывной оценкой эффективности каждого сделанного шага для своевременной корректировки выбираемого пути.
Потребуется немало сил и средств на переориентацию общих убеждений, на переустановку психологических ориентиров всего общества, на переработку, а точнее – просто на последовательную отмену огромного массива устоявшихся правил управления, правил сосуществования с заменой их пусть более простой, но уже поэтому чрезвычайно сложной для перепонимания новой системой взглядов и убеждений.
Однако другого, более дешевого пути социального развития человечества, кажется, нет.


ЗАКОН “ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ”

В основном в нем должны быть установлены требования к правилам представления и оценке общественной полезности интеллектуального продукта, направленного на социальное обновление (развитие) общественного производства.
В данном случае наиболее острым является выбор объективных всесторонних критериев общественной полезности для своевременного выявления высокозначимых для общества принципиально новых научно-технических и иных достижений, которые, как показывает опыт особо нуждаются в мощных стимулах для преодоления как экономических, так и психологических барьеров. Результаты разработки одного из наиболее эффективных методов (R-метода) оценки нововведений приведены в таблице на обороте. О возможности использования его для науки см. ниже.

ЭФФЕКТИВНОЙ НАУКЕ — КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (выдержки из статьи)

Так получилось, что наша цивилизация сформировалась на рецептах технократических, негуманных, с грубо материалистическими антисоциальными приоритетами, с расчетом на рост количества в ущерб качеству (и товаров, и людей). Эти рецепты привели к целому ряду кризисных явлений — военных, экологических, социальных..., многие из которых можно считать критическими, подводящими человечество к роковой черте и значимый вклад в это внесла наука, обслуживая, да что говорить — сама формулируя собственными силами эту концепцию.
Для общества наука должна всегда оставаться просто объектом в той или иной мере выгодного вложения средств — материальных, психологических, интеллектуальных, творческих... А не просто ареной удовлетворения амбиций и средством существования той или иной группы граждан. Ущерб от неправильного, противоестественного формирования критериев — конечно же не только и не столько в неэффективности потребляемых наукой средств, ничтожных по сравнению с объемом всего общественного производства, которое должно быть объектом постоянного пристального внимания науки, сколько в невосполнимости потерь от неэффективного использования потенциала ученых. Задача состоит в том, чтобы общество научилось использовать его сполна.
Бесконечно сложные схемы управления без установки общественно ориентированной системы критериев — как ни странно, и сегодняшние, самые свежие, самые государственные! — именно потому бесконечно сложны, что мы буквально шарахаемся от адекватной оценки науки, самих себя. — Не надо лукавить, и на государственном уровне все решения по науке идут с подачи самой науки, от ее административной, естественно, наименее продуктивной части. Ей ли, этой части, поощрять оценку продуктивности!
Среди огромного потока технических, технологических, научных, организационных и других новшеств подавляющее большинство — мелких или мельчайших, а иногда просто пустых.
Но бывают и такие, которые способны радикально изменить существующее положение, вплоть до появления или отрицания целых отраслей, изменения жизни целых наций. Сумма их и создала лицо, да и саму суть той цивилизации, в которой мы живем. Существует важнейшая для человечества проблема распознавания принципиальных новшеств, проблема заранее увидеть и правильно оценить их положительные и отрицательные свойства и сделать прогноз максимально просматриваемых общественно-значимых последствий от их реализации, прежде всего экономических и социальных. И долговременных, косвенных — научно-информационных. Такой аппарат, ориентированный прежде всего на негуманитарные области, нами разрабатывается с 1973-74 годов. Фрагментарно он реализуется с 1980-85 гг.
Ядром развитого на сегодня расчетного аппарата НОВОМЕТРИИ (метрологии нововведений) является учет креативного, еще говорят: сверхсуммарного, супераддитивного эффекта. К сожалению (или к счастью) виды эффекта, которые являются показателем простого роста, а также те, которые не удается формализовать, выразить количественно, эти методы не замечают.
В наступивший рынок, увы, ни производство, ни наука еще не включились. Постоянный лепет о том, что рынок все решит — это детские сказки. Даже для простых, хорошо всем известных товаров сегодняшним образом организованный рынок явно недостаточен для обеспечения открытой конкурентности, для организации условий, в которых побеждает действительно лучший, умеющий активно применять и творчество, и науку.
Экономико-математический аппарат новометрии — это только беспристрастный аппарат оценки. Однако само по себе знание о ценности того или иного новшества, той или иной продукции будет абсолютно бесполезным, если на его основе не удастся сформировать действенные экономические механизмы стимулирования общественного прогресса.
Без такой переориентации вместо гонки военной, диктуемой классовыми противоречиями и национальной ненавистью, мы, земляне, надолго застрянем в колее гонки другой, не менее изматывающей — экономической, условия которой будут диктовать не менее пагубные человеческие пороки: зависть, соревнование в модности, петушиные игры в престижность — а отсюда продолжение интенсивного истребления природных ресурсов, человеческой доброты, творческой энергии... — всего, за счет чего живет и развивается человечество. Дальше это продолжаться не может.
Разработанный метод (R-метод) существенно эффективнее других известных методов оценки научных достижений, любых инноваций. Его и следует, очевидно, принять за основу.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ

Закон об экспертизе должен будет охватить условия, характер и результаты труда более 100 тыс. экспертов, в год порядка 0,5 - 1 млн. проектов, нововведений, косвенно масштаб задач этого закона — около 1-3% ВВП, т.е. порядка 30-100 млрд. руб. в год (в ценах 1998 г.). Основные цели создания нового закона: введение в качестве приоритетных оценок социоактивных факторов; определение основных прав и обязанностей экспертов, в частности — право на оплату и обязанность в виде материальной ответственности за качество экспертизы; определение основных требований к выходным характеристикам экспертных заключений — в частности, сведений о социальном и экономическом эффекте и ущербе от реализации проектов, проходящих экспертизу, а также данные о прогнозном сроке морального износа для высокотворческих проектов, инноваций и т.п. В рекламе, которая должна быть скорее информацией, чем психологической артиллерией, один из самых сложных вопросов — оценка социального эффекта и ущерба для потребителя и для общества в целом.
Относительно возможностей оценки социоактивных факторов.
В настоящее время могут быть учтены и выражены в единой (стоимостной) форме - естественно, с учетом инфляции - СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЭФФЕКТА (УЩЕРБА):
* ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫЙ;
* СОЦИАЛЬНЫЙ, включая СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ от загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы токсическими и радиоактивными веществами;
* НАУЧНЫЙ, если речь идет о фундаментальных работах, открытиях, о крупных диссертационных работах и т.д. (возможное применение этих оценок было дано, например, в Предложениях для ВАК).
По некоторым фрагментам этой комплексной оценки были отработаны машинные программы, использованные для производства масштабных расчетов (например, для расчета социально-экологической карты г. Москвы).
Специалисты ФЦС являются авторами предложений в ВС СССР и ВС РФ по совершенствованию законодательства в области изобретательства, науки и экологии, например, о введении четких количественных социально-экономических оценок общественной полезности научных разработок, диссертаций и т.д.
Мы считаем, что в значительной степени провал идей социализма был обусловлен случайно или намеренно искаженно переведенным, понимаемым, преподаваемым и используемым во всей нашей идеологической и экономической практике первым принципом социализма - причем в своих обеих частях, в том числе и в отношении оценки результатов труда - чем, собственно, мы сейчас и занимаемся.
Наоборот, известные оценки западных специалистов показывают, что значительную роль в гуманизации и вообще в развитии так называемых "капиталистических" стран сыграли различные общества, комитеты, периодические издания, в той или иной степени совершенно, но главное - регулярно оценивающие качество производимой различными фирмами продукции.
Мы считаем, что разработанные нами подходы, методы, методики машинные программы охватывают гораздо более полный перечень показателей, факторов, расчеты по ним более просты, а результаты - намного более адекватны общественной значимости и определенны, чем это обеспечивают другие существующие подходы. Это показывают и объективные оценки.
Для развития этих методов целесообразно введение специального методического органа — Методического бюро количественной оценки и экспертизы проектов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО БЮРО КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: повышение охвата и точности количественной оценки общественно значимых факторов стимулирования развития методов экспертизы и оценки социально-экономической и иной эффективности проектов, программ, предложений; повышение социальной эффективности общественного производства, снижение неоправданных колебаний, шараханий при выборе оптимальных решений.
ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:
1. Комплексная количественная оценка социальной эффективности социальных и производственных проектов и процессов, происходящих в обществе.
ЦЕЛЬ: формирование социальной экспертизы как основного или важного дополнительного элемента механизма (механизмов) сбалансированного социально-экономического развития общества.
2. Организация системы экспертизы качества (социальной эффективности) проектов и сертификации монопольных и бюджетно финансируемых производств, а также различных фондов, благотворительных организаций, крупных фирм, заявляющих о своей социальной деятельности, и т.д.
ЦЕЛИ: а) информирование населения о качестве работы монопольных и бюджетно финансируемых организаций, производств;
  б) создание методологической основы для организации систем, стимулирующих повышение социальной эффективности их работы.
3. Оценка социальной эффективности существующих систем экспертизы как основного инструмента определения и стимулирования качества продукции, а также органов общественной и государственной экспертизы, действующих на территории России и направленных на оценку качества товаров (изделий) и услуг, работ.
ЦЕЛИ: а) информирование населения о заявленных границах действия, о реальных возможностях систем сертификации (экспертизы) и выданных ими сертификатах
б) разработка рекомендаций по совершенствованию систем сертификации (экспертизы) с позиций общественных интересов
4. Разработка предложений в Правительство России по повышению общественной эффективности использования результатов экспертизы и социально-экономической оценки.
ЦЕЛЬ: создание устойчиво действующих экономических механизмов стимулирования социально-экономического прогресса общества, повышения результативности производств, повышение качества производства товаров (изделий) и исполнения услуг, работ.
5. Организация разработки и реализации новых эффективных систем объективной экспертизы.
ЦЕЛЬ: дальнейшее распространение единых количественных методов оценки и экспертизы и, с другой стороны, демонополизация систем сертификации (экспертизы) в сферах всех или большинства общественно значимых отраслей и отдельных регионов.

ПРОЕКТ  Девятая редакция (декабрь 2000)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О социальной безопасности и социальном развитии"

Внесен повторно депутатами Государственной Думы —
членами Комитета Государственной Думы  по безопасности
В.И. Илюхиным, П.Т. Бурдуковым

ГЛАВА I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГЛАВА III. ПОРЯДОК  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УГНЕТЕНИЯ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА IV. ПОРЯДОК  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
 
 
 

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации.
Деятельность по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации включает в себя:
  • активизацию социальной деятельности уже существующих государственных, парламентских органов, органов местного самоуправления, научных институтов и иных уже функционирующих организаций в пределах их полномочий для повышения уровня заинтересованности их в социальном развитии общества,
  •  активизацию творческого потенциала населения по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации,
  • создание соответствующих федеральных и местных нормативных подзаконных актов.
  • Основными задачами деятельности по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации являются:
    • выявление и оценка очагов потенциальной социальной опасности, конфликтных ситуаций, поиск и оценка потенциальных резервов повышения социальной безопасности и ускорения социального развития,
    • оценка ущерба от любой антиобщественной деятельности, начисление и предъявление наносителю сумм для его компенсации в пользу пострадавших;
    • разработка и реализация программ и проектов, направленных на повышение социальной безопасности и ускорение социального развития,
    • поиск, оценка и отбор для широкого использования уже существующих экономических механизмов, средств и методов ускорения социального развития,
    • разработка и создание средств широкого применения материального и морального поощрения за ускоренное социальное развитие и материальных санкций за наносимый социальный ущерб,
    • налаживание системы регулярного (непрерывного) определения социальной эффективности организационно-технических проектов, программ, законопроектов, предложений, новшеств, реализованных нововведений и функционирующих объектов,
    • методическое и организационное обеспечение работ по социальной экспертизе социально значимых объектов, исследований и разработок, представляемых для получения государственных и иных наград, грантов и т.д.
    • разработка практических методов активизации творческого потенциала населения по повышению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации.

    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья  1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
    социальная безопасность — состояние общества, в том числе всех основных сфер производства, социальной сферы, охраны внутреннего конституционного порядка, внешней безопасности, культуры, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ — материальных, временны’х, санитарно-эпидемиологических, экологических, психологических и иных, определяющих качество жизни человека и общества в целом и гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей;
    общественное развитие — экономическое, социальное, экологическое и иное развитие общественного производства, в целом человеческого сообщества за счет реализации нововведений, а также за счет развития духовных, интеллектуальных и физических способностей граждан и создания условий для эффективной реализации этих способностей;
    социальное развитие — материальное, социальное, нравственное, интеллектуальное и иное развитие общества в направлении повышения качества жизни людей — нынешнего и будущих поколений;
    экологическое развитие – развитие (совершенствование) окружающей природной среды в направлении повышения эффективности производства и качества жизни.
    степень социального развития — обобщенная характеристика степени изменения благоприятности, общественной полезности или вреда (ущерба) за счет изменения социальных условий жизнедеятельности российского общества и за счет приобретения (потребления) социальных благ.
    качество жизни — обобщенная характеристика безопасности и благоприятности социальных условий существования и свобод человека, общества; выражается в относительных единицах полезности (потребительной стоимости) совокупных потребляемых социальных благ в расчете на одного человека;
    социальные условия — материальные, временны’е, экологические, санитарно-эпидемиологические (гигиенические), психологические (включая эстетические и эргономические) и иные условия жизнедеятельности людей, определяющие их благосостояние (благополучие), благоприятное физическое, психологическое, интеллектуальное и нравственное состояние (комфорт), их безопасность (внутреннюю и внешнюю, личную и общественную) и создающие предпосылки для продуктивной жизнедеятельности, сохранения качества генофонда, повышения культурного уровня, для духовного, физического и нравственного  развития человека и общества;
    социальные факторы — внешние по отношению к человеку факторы, номенклатура и уровни которых определяют социальные условия его существования;
    экологические условия жизнедеятельности людей, коллективов – обусловленная природными факторами и хозяйственной деятельностью совокупность экологических факторов, определяющих эффективность общественного производства и качество жизни
    экологические факторы – факторы окружающей природной среды; не безразличные для человека и общества;
    официальные социальные нормы и нормативы — научно обоснованные и утвержденные федеральными или муниципальными (местными)  органами исполнительной власти факторы и их предельно-допустимые значения (ПДК, ПДУ, ПДВ...), принятые в качестве обязательных на данный период времени в данной местности (регионе);
    общественные социальные нормы — исторически сложившиеся в данном регионе, в данной местности общественно принятые уровни социальных факторов, установившиеся в результате общественной практики;
    чрезвычайная социальная ситуация — ситуация, при которой в силу хозяйственной деятельности человека и естественных природных процессов общественная и личная безопасность граждан, а также обеспечение населения жизненно важными социальными благами находятся под угрозой на всей или на значительной части территории Российской Федерации или отдельного региона Федерации;
    органы социального развития — государственные и общественные организации, их подразделения, другие организации, аккредитованные на право проведения работ или оказания услуг по оценке, обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития;
    социальная экспертиза — экспертиза появившихся или ожидаемых на социальном рынке новых товаров, услуг, а также природных и общественных явлений, направленная на выявление наступивших и (или) ожидаемых позитивных или негативных социальных последствий (изменений социальных факторов), их динамики, а также совокупной количественной (стоимостной) оценки социальной безопасности, уровня экологичности и качества продукции, социального эффекта или ущерба — фактического и (или) потенциального для реального масштаба воздействия последствий;
    социальный эффект (ущерб) — совокупная оценка в стоимостной форме общественной пользы (вреда), и, соответственно, изменения качества жизни, в том числе изменение материальных, временны’х, экологических, санитарно-эпидемиологических, моральных и любых иных факторов, не безразличных для человека, как результата положительных (или отрицательных) изменений социальных условий, относительно предшествующего (базового) уровня, официальных или общественных норм  и нормативов; выражается в стоимостных единицах общественной полезности произведенных, производимых или планируемых изменений от реализации интеллектуальных, творческих, организационных, технических и иных достижений (нововведений) или от возникновения природных явлений;
    коэффициент дополнительного накопления вины — повышающий коэффициент к основной сумме нанесенного ущерба из-за инфляции денежных средств, появление дополнительных издержек (материальных, физических, моральных..) пострадавшего от момента нанесения ущерба до вынесения решения о его компенсации, устанавливаемый для компенсационных,  воспитательных, устрашающих целей, ради профилактики и защиты от тлетворного влияния на других лиц, возможности (риска) роста ущерба в будущем и тому подобных причин;
    наноситель ущерба (причинитель вреда) — физическое или юридическое лицо, которое в результате нарушения социальной обстановки, невыполнения служебной или этической обязанности, случайно или намеренно нанесло другому лицу физический, материальный, моральный или иной ущерб.

     

     
     









    Статья  2. Правовая основа обеспечения социальной безопасности и социального развития

    1. Правовой основой обеспечения социальной безопасности и социального развития являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, а также изданные на их основе другие нормативные правовые акты, в целом определяющие государственную и общественную систему обеспечения гарантий социальной безопасности и социального развития, организацию разработки и поддержания необходимого (номинального) минимума социальных норм и нормативов;
    2. Если международным договором установлены более эффективные правила социального развития, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о социальной безопасности и социальном развитии и настоящим Законом, применяются эти правила международного договора. В ином случае РФ предлагает свои инициативы по совершенствованию международного законодательства.
    3. Для обеспечения социальной безопасности и социального развития государство осуществляет меры по контролю и стимулированию производства в Российской Федерации основных социальных благ, предоставлению социальных условий и осуществляет регулирование социального рынка в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим законом.

    Статья  3. Общие принципы обеспечения социальной безопасности и стимулирования социального развития

    1.  Основным организационным средством обеспечения социальной безопасности и ускорения социального развития является создание экономических механизмов, основанных на полной компенсации нарушителями любых видов наносимого ущерба и на стимулировании по конечным результатам позитивных изменений любых социальных факторов, небезразличных для человека и общества.
    2. Установление виновников и требуемых сумм компенсации ущерба от социально негативной деятельности производится органами гражданского судопроизводства на основе данных социальной экспертизы – непосредственно или через административные комиссии органов местной власти;
    3. Установление сумм поощрения социально позитивной деятельности производится органами профсоюзов предприятий и (или) административными комиссиями органов местной власти в зависимости от сферы действия позитивных социальных изменений;
    4. Социальную экспертизу осуществляют на договорной основе центры социального развития – консультативные юридические организации, учебные заведения, научные организации (в целом или их подразделения), аккредитованные по решению постоянно действующей Федеральной комиссии по организации системы аккредитации на право проведения  социальной экспертизы, социального аудита и сертификации по социальным требованиям (далее: Федеральной комиссий по социальной аккредитации) на право выполнения функций социальной экспертизы, социального аудита, сертификации качества, разработки социальных проектов и т.д. – в зависимости от кадровых, материальных и других возможностей аккредитуемых организаций; к задачам центров социального развития относится также участие в судебных заседаниях для оказания консультативных действий и иной поддержки той или иной стороны.
    5. Федеральная комиссия по социальной аккредитации организуется Правительством Российской Федерации. Состав Комиссии определяется и в последующем, при необходимости, ежегодно корректируется путем отбора из числа представителей от различных ведомств, организаций и предприятий по профессиональным и этическим критериям. В обязанности Комиссии входит организация подготовки  и утверждение методических материалов, обучение, аккредитация (самостоятельно или по поручению – авторами подготовленных методических материалов) и предоставление методических материалов аккредитованным центрам социального развития, регулярная оценка, инспекционный контроль деятельности аккредитованных органов и эффективности использования ими методических материалов.
    6. При определении степени социальной безопасности и социального развития подлежат учету такие факторы, как:
  • повышение угрозы жизни, здоровью, имуществу и личным вкладам населения,
  • потеря кормильца, другие негативные факторы, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ,
  • материальные, психологические, временны’е и иные перегрузки человека, отдельных групп населения и общества в целом;
  • загрязнение вредными техногенными химическими веществами и биологическими объектами воздуха, питьевой воды, открытых бассейнов и почвы;
  • воздействие физических факторов: радиоволн, радиоактивного заражения, шума, пыли и т.д.;
  • прямое заражение паразитами, в т. ч. Через домашних животных;
  • санитарно-эпидемиологическое загрязнение и деэстетизация территории;
  • негативное, воздействие на физическое и психическое состояние человека сверх установленных официальных и общественных норм — социального фона, регистрируемое субъективно, через все органы чувств человека, включая слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые и другие, и объективно, в виде усиления имеющихся или появления новых выраженных симптомов заболеваний (поражений), задержки излечения, усугубления болезни, негативного изменения основных биохимических и физиологических показателей и т.п., в том числе из-за неэффективного и неверного направления лечения, непредставления лечащими учреждениями информации, необходимой больному или его родственникам, другим лечащим учреждениям;
  • повышение социальной напряженности (например, из-за переуплотненности и многонациональности заселения, повышенной криминогенности обстановки, опасного поведения домашних животных, водителей автотранспорта, некачественной работы энергосистем, сферы обслуживания, состояния коммунальной инфраструктуры и т.д.);
  • отрицательные информационно-психологические воздействия, в том числе через печать, теле- и радиопрограммы, в целом от эстетического, духовного загрязнения информационной среды;
  • дезинформация, предоставление искаженной и заведомо ложной информации;
  • воспитание молодежи и в целом общества в антиобщественном духе,
  • распространение антиобщественной идеологии, которая в перспективе может нанести обществу материальный, экономический, социальный, моральный и иной ущерб, социальную нестабильность, напряженность и социальные срывы;
  • сохранение общественно вредных или общественно бесполезных производств, любой деятельности, или искусственное прекращение деятельности общественно полезной;
  • обман покупателя и продавца, в том числе склонение к самообману от незаслуженного повышения престижа (имиджа) производителя;
  • проявления явного или скрытого корпоративного эгоцентризма в виде неоправданного усложнения изделий, условий предоставления услуг, ведомственных правил и инструкций; общественно не обусловленного, открытого или неявного сговора производителей и т.д.;
  • задержка патентования и обнародования (публикации) социально значимых достижений;
  • нарушение авторских прав, неуказание имени авторов достижений или владельцев интеллектуальной собственности,
  • — а также любые другие факторы, отрицательно воздействующие на здоровье, психологическое и физическое состояние человека, вызывающие:
    • необоснованное снижение материального благосостояния, свободного времени, ухудшение психологического состояния людей, оглупление, лишение людей права решать свою судьбу в меру своих способностей и, наоборот, собственную распущенность людей,
    • обострение чувства бесцельности существования, ненужности для семьи или общества,
    • ущемление чувства собственного достоинства,
    • духовную, умственную и психофизиологическую деградацию человека,
    • душевную и духовную опустошенность, в том числе от разрушения национальной культуры, от лишения веры в будущее, в символы, в устоявшиеся убеждения без адекватной замены и (или) психологической компенсации.
    7. Эффект от мероприятий по повышению социальной безопасности и ускорению социального развития является основой для материального и морального стимулирования участников их создания и реализации, необходимого и достаточного для поощрения и продолжения социально полезной деятельности.
    8. Ущерб устанавливается на основании результатов социальной экспертизы вне зависимости от наличия или отсутствия норм права, устанавливающих юридическую ответственность и предусматривающих тот или иной вид наказания.
    9. Ущерб определяет всю социальную ответственность, т.е. обязанность компенсировать потерпевшим – отдельным лицам и населению в материальном виде (оплачивать) весь выражаемый в стоимостной форме совокупный нанесенный ущерб от любых негативных изменений социальных факторов, а также стоимость социальной экспертизы, издержки судопроизводства, затраты на работу правоохранительных органов и уплачивать все необходимые налоги – все с учетом инфляции и различных начислений (дисконтирования) в случае существенной разницы между сроками нанесения ущерба и выплат (компенсации).
    10. Компенсация ущерба, нанесенного в результате противоправного действия или бездействия одним лицом (лицами) другому лицу (лицам), должна быть произведена причинителем вреда:
  • в материальной (денежной) форме;
  • в полном объеме, при необходимости с учетом коэффициента дополнительного накопления вины;
  • независимо от национальности, гражданства, возраста, пола, имущественного и должностного положения, личного благосостояния, места пребывания и жительства наносителя ущерба и потерпевшего;
  • вне зависимости от принадлежности к той или иной организации, учреждению, общественному движению или партии;
  • вне зависимости от того, является ли нанесенный ущерб причиной субъективных факторов (недостатков воспитания, самовоспитания, слабости характера причинителя или его болезней — физических или психических) – исключая форс-мажорные обстоятельства;
  • в случае, если причинитель вреда (наноситель ущерба) не установлен в течение месяца, оплата ущерба производится централизованно, из специальных социальных фондов, поддерживаемых установленными отчислениями от сумм компенсации ущерба;
  • в случае несовершенства законодательства, введенного после принятия данного закона, —  всеми лицами, причастными к его разработке и введению;
  • в случае реализации нововведений — физическими лицами, причастными к их созданию, разработке, финансированию и реализации;
  • если наносителей ущерба два или более — то в долях участия, например, пропорционально индивидуальным долям полученной выгоды.
  • 11. Решение о компенсации ущерба суд выносит на основании данных социальной экспертизы, проведенной по его решению органами социального развития. Эти органы и суд несут паритетную ответственность за последствия от использования результатов необъективной экспертизы.
    12. Полная материальная компенсация всех видов нанесенного ущерба (экономического, материального, физического, социального, морального и иного) является необходимой и достаточной для обеспечения социальной безопасности и ускорения социального развития и не требует мер ограничения свободы причинителя вреда, если его физические, психические и иные особенности не требуют его изоляции от общества.

    ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Статья 4. Общие цели, задачи и правила проведения социальной экспертизы
    1. Социальная экспертиза проводится: при подготовке судебных решений, решений о разработке и реализации проектов, о продолжении работы действующих предприятий и о распространении товаров народного потребления, услуг населению, работ и условий деятельности предприятий, любых социально значимых нововведений (включая изобретения, открытия, научные и технические достижения), решений о начале или приостановлении любой деятельности, сопровождающейся прямыми и косвенными, фактическими и потенциальными социальными последствиями; при подготовке решений о выдаче сертификатов соответствия требованиям безопасности и качества на продукцию (товары, услуги, работы), на системы управления качеством и охраной окружающей природной среды, экологических сертификатов на общественно значимые результаты хозяйственной деятельности предприятий и на их продукцию; при определении моральных, материальных и иных стимулов, в том числе при начислении оплаты труда, премий, наград, при подготовке условий и подведении результатов конкурсов, при выдаче грантов и наград по удостоверенным результатам социальной деятельности и т.п.
    2. Социальную экспертизу на возможность появления и определения величины социального ущерба с определением ближних и дальних, прямых и косвенных последствий должны проходить все бюджетно финансируемые общественно значимые  реорганизации, преобразования, нововведения и разработки.
    3. Определение социально значимых показателей оценки и экспертизы  производится на принципах необходимости и достаточности учета всех факторов, небезразличных для граждан и общества, — в целом или отдельных наиболее важных групп, например, по экологическим показателям, определяющим загрязнение вредными веществами, воздействие вредных факторов неприродного (техногенного)  и природного происхождения.
    4. По конкретным случаям для оценки степени воздействия используются статистически обработанные результаты оценки, устанавливаемые  метрологическими, эконометрическими, социометрическими и социологическими средствами. При оценке факторов, не поддающихся метрологическим измерениям (этика, эстетика, эргономика...), опрос людей производится по форме, предусматривающей в качестве конечного результата определение эффекта и ущерба (для человека, общества) в стоимостной форме; для локальных и нестандартных случаев опрос производиться по соответствующим группам людей, для типичных и общезначимых случаев — путем проведения референдумов в масштабе региона или в целом страны.
    5. При определении социальных последствий учитываются изменения социальных факторов по сравнению с официальными нормами — для безакцептного (бесспорного) изъятия сумм и компенсации ущерба, и после специального решения судебных органов — при изменениях по сравнению с общественными нормами и прежними, естественными, устоявшимися социальными условиями.
    6. Конечные результаты социальной экспертизы социально значимой деятельности должны выражаться в виде суммы проявленного за учитываемый момент времени фактического и потенциального эффекта и ущерба в абсолютной (денежной) и в относительной форме — по отношению к суммарным затратам или к общему объему производства. При этом учитывается как прямой, так и побочный, косвенный, сопутствующий эффект или ущерб. Конечная величина эффекта или ущерба определяется алгебраическим суммированием.
    7. Для целей конкурсов сравнения проводятся между предприятиями одного функционального назначения.
    8. За ущерб как следствие непроведения социальной экспертизы или ее необъективности (завышенных или заниженных оценок) материальную ответственность несут лица, принимающие решения.

    Статья 5. Особенности определения прямого и косвенного ущерба по средствам и формам причинения вреда

    1.  При торможении проектов, предусматривающих высокий социальный эффект, в пользу других, менее эффективных проектов, определяется величина упущенного эффекта с учетом вероятности его появления.
    2.  При оценке ущерба от нанесения физического вреда от побоев, катастроф, аварий, нападений животных и т.д. учитываются материальные убытки от потери или от снижения трудоспособности, затраты на лечение, физические и психические страдания, дискомфорт,  повышение угрозы для жизни человека, снижение иммунитета и угроза уменьшения срока жизни (по среднестатистическим данным).
    3.  При оценке ущерба от рекламной деятельности оценивается возможный ущерб от неадекватности образа товара (услуги), создаваемого рекламой, фактическому товару (услуге) и соответственно от пропуска потребителем более качественной и более дешевой продукции; ущерб от нравственных и психологических перегрузок потребителей рекламы (зрителей, слушателей, читателей) и третьих лиц вследствие применения длительных, громоздких видов рекламы, от неэстетичности, безнравственности и иных подобных психологических перегрузок при использовании изобразительных средств, воспринимаемых обществом как негативные, ущерб от прерывания теле- и радиопередач и т.д.
    4.  При задержке судопроизводства, незаконном задержании и заключении под стражей при отсутствии достаточных оснований сверх нормативно установленного (номинального) срока учитывается ущерб от физических и нравственных страданий, прерывания трудовой или учебной деятельности, моральный ущерб для подозреваемого и его близких и т.д. При содержании под стражей лиц, задерживаемых принудительно сверх сроков, необходимых для компенсации ранее начисленного ущерба, физические и юридические лица, виновные в этом, оплачивают соответствующий материальный и моральный ущерб в пользу пострадавшего в зависимости от длительности и условий принудительного содержания.
    5.  При необоснованных затратах времени и средств на обязательное посещение госучреждений (судебных, налоговых, ОВИР и т.д.) свыше допустимых и в результате оскорбительных действий должностных лиц учитываются затраты времени на поездку и обслуживание, очереди и психологические перегрузки. Ущерб должен оплачиваться виновными на основании среднестатистических данных (о средней продолжительности и стоимости поездки, стоимости свободного и рабочего времени) в данном регионе, населенном пункте или по индивидуальным данным на основании полученных официальных справок (по выбору потерпевшего). Ущерб оплачивает организация, учреждение в 10-ти дневный срок с последующим изъятием этих средств у сотрудников, виновных в нанесении ущерба.
    6.  При производстве и реализации психотропных и наркотических веществ,  алкогольных средств учитывается ущерб отдельным лицам и обществу в целом от роста преступности, деградации личности и общества...;
    7. При разведении, реализации и содержании домашних животных на территориях, посещаемых сторонними людьми, — учитывается повышенный риск нанесения физических и психических травм, распространения инфекций, деэстетизации территории, запахов и соответственно материальный, моральный, временно’й, санитарно-эпидемиологический и иной ущерб в пределах воздействия всех этих факторов;
    8. При курении в общественных местах учитывается ущерб для окружающих от превышения концентрации токсических вещества над ПДК и отдельно – моральный ущерб;
    9. При использовании радиотелефонов учитывается физическое (радиоволновое) загрязнение окружающей среды и соответственно ущерб здоровью (пользователю телефона и окружающему населению), а также вследствие помех другим радиоустройствам;
    10. При использовании транспортных средств учитывается повышение концентрации токсических веществ в воздухе, почве и водоемах, уровня акустического шума, в том числе от антиугонных систем, пыль, загрязнение имущества (одежды) граждан, устанавливаемая или установленная в каждой конкретной местности стоимость занимаемой транспортным средством площади, (на стоянке и самой стоянки),  заполнение свободного пространства стоянками вблизи домов,  средние затраты времени на ожидание пешеходами для перехода улиц, снижение эстетики территории, ущерб от средней вероятности увечий, смертных случаев и т.д.
    11. При притоке беженцев и переселенцев в заселенные районы учитывается перераспределение социальных и природных благ в ущерб для коренного населения, в том числе ущерб моральный, в случае сниженного культурного уровня переселенцев, не эстетичности и низкого санитарно-эпидемиологического состояния с точки зрения национальных обычаев коренного населения, материальные и моральные потери от увеличения случаев воровства и других антиобщественных явлений и т.п.;
    12. При искусственном (временном или постоянном) прекращении деятельности частных лиц и предприятий ущерб (эффект) определяется как разность годового объема прерванной деятельности и наносимого ею ущерба (если таковой будет обнаружен), умноженная на фактическое  время прекращения;
    13. При искажении или сокращении переданной в СМИ информации без согласия источника информации учитывается общественный вред от искажений и сокращений;
    14. При представлении средствами массовой информации безвкусных и противообщественных (по форме и содержанию) материалов, ориентации зрителя и читателя на воспитание бездуховности, возбуждение низменных инстинктов учитывается материальный и моральный ущерб обществу от снижения культуры, производительности труда, социальной безопасности, качества генофонда и т.д.;
    15. При нанесении увечий, оскорблений, убийстве общественно признанных личностей учитывается ущерб личный (материальный и моральный) и главным образом – общественный моральный ущерб;
    16. При введении в качестве обязательных объективно не оправданных требований и нормативов, нормативных актов (законов, методических указаний, обязательных для исполнения правил), построенных на ошибочных концепциях, запутанных, переусложненных или неполных и неточных в формулировках учитывается прямой ущерб от неоптимального выбора и дополнительные затраты на восприятие и понимание неотработанных текстов и использование переусложненных расчетных формул – все это по сравнению с решениями, известными, имеющимися в открытой печати, или официально представленными авторам  (разработчикам) нормативного акта на момент его утверждения;
    17. При невосприятии более полезных новшеств во всех сферах общественного производства, включая медицину, градостроительство, научно-технические и организационные работы, производственную деятельность, СМИ, административную и любую другую деятельность учитывается упущенный эффект для общества (материальный, психологический, временно’й и иной) вследствие нереализации отвергнутых предложений;
    18. При проявлении корпоративного (группового) эгоцентризма, в частности: от искусственного введения в конструкции быстроизнашиваемых деталей, от неоправданных общественными интересами сговора различных предприятий и отраслей, выпуск продукции, общественно вредной на стадии использования (применения) и т.д. учитывается выявленный упущенный эффект (выгода) или допущенный ущерб и произведенные затраты на их выявление;
    19. При неисполнении или неэффективном исполнении предвыборных обещаний и обязательств, служебных обязанностей и договорных обязательств — учитывается ущерб по сравнению с номинальным обещанным конечным результатом;
    20. При неоптимальных действиях во время нейтрализации стихийных сил, препятствии к выпуску и реализации продукции повышенного качества и безопасности и предпочтении менее качественной и экологически менее чистой продукции; отборе неэффективных по сравнению с известными на данное время в данном месте (регионе) и при проведении социально неэффективных мероприятий определяется весь упущенный эффект (выгода) с учетом вероятности его реализации.

    ГЛАВА III. ПОРЯДОК  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УГНЕТЕНИЯ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья  6. Общий порядок начисления и предъявления к оплате сумм компенсации нанесенного ущерба для использования в судебной практике

    1. Включению в компенсационные суммы, предъявляемые судом к возмещению причинителю вреда, подлежат, кроме суммы нанесенного ущерба (при  необходимости — с применением коэффициента дополнительного накопления вины): все судебные издержки, включая стоимость следствия и содержания судебного аппарата — для перечисления в бюджет; выплаты для компенсации затрат времени и денежных средств свидетелей и других привлекаемых лиц, стоимость экспертизы и т.п. — в пользу соответствующих лиц, предприятий и организаций, а также установленный процент начислений для формирования специальных социальных накопительных фондов.
    2. Для сокращения расчетов компенсационных сумм они могут устанавливаться в упрощенной форме, в виде двукратной суммы нанесенного ущерба.
    3. Ущерб определяется и предъявляется для компенсации за весь срок с начала нанесения ущерба, но не ранее, чем с начала действия данного закона.
    4. Все выплаты производятся преимущественно через образованные в регионах накопительные фонды или через накопительные счета в сбербанке.
    5. При безадресном нанесении ущерба ряду лиц, например, при загрязнении окружающей среды  (воздушного бассейна, водных бассейнов, почвы...) подвижными и стационарными источниками любыми загрязняющими факторами (физическими, химическими, бактериологическими...), рассчитывается суммарный ущерб населению в зависимости от интенсивности загрязнения, времени воздействия, числа лиц, подвергаемых воздействию, и начисляется сумма компенсаций для изъятия у владельцев этих источников и распределения среди потерпевших пропорционально нанесенному ущербу. При этом возможно подача иска (возбуждение в суде дела) коллективным истцом при любом количестве несогласных с такой процедурой, подающих индивидуальные иски.
    6. Компенсационные суммы взыскиваются через 20 календарных дней после решения суда, если за это время не будут представлены новые доказательства неправомерности определения ущерба. Эти суммы взыскиваются с виновных в течение 10 дней. Начиная с 11 календарных дней после указанных сроков при задержке оплаты на неоплаченный остаток начисляется пеня из расчета среднего банковского кредита. Допускается не более двух корректировок первичного судебного решения
    7. Выплата компенсаций пострадавшему производиться в течении 35 календарных дней после  окончательного решения суда.
    8. Выплата компенсационных сумм при ущербе, нанесенного предприятиями, производится лицами, разрабатывающими, принимающими и утверждающими решение, реализация которого привела к нанесению ущерба. При этом доля участия каждого из этих лиц определяется пропорционально их доли в прибыли, официально установленной между ними, производственным затратам на содержание каждого лица (включая содержание офиса, персонального автотранспорта, командировочных расходов и др.), либо добровольным соглашением всех участников либо поровну, если первые два способа оказываются неприемлемыми.
    9. Компенсационные суммы, установленные судом, изымаются с известных счетов наносителя ущерба; в случае невозможности компенсации ущерба за счет личных вкладов причинителя вреда и его собственности (движимости и недвижимости) должны быть использованы (в зависимости от его личных предпочтений): личные средства супруга (супруги), их родителей, детей и других родственников (до третьего колена включительно). Нарушитель не может быть лишен жилья полностью; ухудшение жилищных условий возможно до уровня минимальных норм (с учетом состава семьи) и с переездом в наименее престижные районы данного или других населенных пунктов. При определении способом компенсации нанесенного ущерба может быть учтено мнение причинителя вреда.
    10. Компенсацию ущерба может взять на себя любая организация. Однако при этом должно быть решение  не менее чем 3/4 совладельцев (соруководителей) этой организации.
    11. Компенсация нанесенного ущерба от средств повышенной социальной опасности (автомашин, некоторых видов домашних животных и иных), производиться из предварительно внесенных личных залоговых сумм, используемых только на подобную компенсацию – если такая практика предусмотрена региональным законодательством, или путем изъятия компенсационных сумм любым другим путем.
    12.  Если полная выплата компенсационной суммы невозможна, то оплата потерпевшему производится из накопительных фондов и одновременно назначается принудительное выполнение причинителем общественных работ для зарабатывания средств, направляемых в накопительные фонды; общественные работы назначаются с предоставлением для выбора не менее 3-х мест; при этом может быть предусмотрен ненормированный рабочий день, ограничение перемещения и направление всех  заработанных средств на компенсацию в фонды, кроме обеспечения минимальных средств на содержание, охрану, а также оплату дополнительного ущерба по месту лишения свободы, если таковой будет нанесен.
    13. Если после вынесения судебного решения о величине и правилах внесения компенсационных сумм и в течении всего срока выполнения общественных работ будут выяснены новые обстоятельства, производится повторная экспертиза и новое судебное разбирательство. При этом в случае обнаружения ошибок следственных органов, или органов экспертизы, или судебных органов в определении нарушителя и сумм ущерба более чем на 20 процентов, разница взыскивается в пользу  потерпевших с допустивших ошибки членов экспертной группы, членов конкретной судебной коллегии и лиц, утверждающих их решения (пропорционально оплате их труда).
    14. В случае, если причинитель вреда находится в другой стране, которая отказывается его выдать, ущерб компенсирует в соответствии с двух- или многосторонними соглашениями эта страна и/или ущерб компенсируется за счет оставшихся в стране нанесения ущерба средств причинителя вреда и/или его родственников.
    15. Неприменение или ненадлежащие применение санкций по компенсации нанесенного ущерба по чьей-либо вине влечет предъявление этих же санкций  к тем, от кого это применение зависело.

    С т а т ь я  7. Процедура возбуждения дела, судопроизводство и исполнение решения суда

    1.  Инициатором возбуждения  дела и проведения социальной экспертизы на наличие и величину социального ущерба может выступать потерпевший или любое другое лицо, любая организация, в том числе анонимно, с подачей заявления прямо или через любой орган социального развития в районное отделение суда, который и назначает первоначальный этап — следствие.
    2.  Производство по факту нанесения ущерба, включая полноценное следствие и комплексную  социальную экспертизу, производится судебными органами непосредственно или, при предполагаемом ущербе ниже ста минимальных размеров оплаты труда, по решению суда, — административной комиссией, подготавливающей самостоятельно или с приглашением работников суда материалы для передачи дела в суд.
    3.  По результатам проведенного судом и/или административной комиссией следствия и социальной экспертизы судом выносится решение, включающее: величину полного нанесенного ущерба, указание нарушителей – юридических и физических лиц, заключение о степени вины каждого (в долях или в процентах), величину компенсационной суммы, форму ее изъятия (правила внесения необходимых денежных сумм каждым причинителем вреда), вывод о необходимости ограничения свободы каждого виновного (в случае его особой социальной опасности) и порядок приведения этого решения в исполнение.
    4.  Для вынесения решения суда участие в судебном заседании сторон является их правом, но не обязанностью.
    5.  Рассмотрение дела по жалобам проводиться в вышестоящем суде с частным определением в адрес предыдущих составов судебных коллегий. окончательная (последняя) проверка дела по жалобе осуществляется Коллегией Верховного Суда.
    6.  Госпошлина за рассмотрение дела оплачивается истцом один раз при подаче иска. Все расходы на судопроизводство возмещаются проигравшей стороной или сторонами пропорционально установленным долям их вины, эти расходы включаются в компенсационные суммы.

    ГЛАВА IV. ПОРЯДОК  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    С т а т ь я  8. Порядок проведения сертификации качества товаров, услуг, работ и условий жизнедеятельности как средства стимулирования общественного развития

    1. Центры социального развития вправе осуществлять работы по добровольной сертификации качества и экологичности основных и побочных результатов хозяйственной деятельности, продукции – товаров, услуг, работ, а также условий деятельности предприятий по показателям, небезразличным с точки зрения интересов потребителя, общества в пределах всех значений ненормируемых факторов, а также нормируемых факторов в пределах, не подлежащих обязательной сертификации, с указанием уровня качества и (или) экологической чистоты как дополнительной полезности сертифицируемого объекта хозяйственной деятельности или его продукции относительно объекта (продукции), определяемых в качестве базовых, средних по конкретному рыночному пространству –всех и (или) в пределах конкретной ценовой категории.
    2.  Организация подготовки специалистов для аккредитации юридических лиц на право выполнения функции органа сертификации — то есть уполномоченным Федеральной комиссией по аккредитации добровольной сертификации качества и экологической сертификации — проводится юридическим лицом, владеющим правом на аккредитацию по той или иной системе сертификации.
    Органы сертификации должны располагать полным комплектом методических материалов, возможностью использования средств и методов оценки для проведения работ, на которые они аккредитуются, а также соответствующим кадровым составом.
    3. Орган сертификации, основываясь на результатах социальной экспертизы рабочими комиссиями, формируемыми им для проведения работ по сертификации каждого конкретного вида продукции из числа собственных работников и привлекаемых со стороны специалистов, удостоверяет результаты работы по сертификации оформлением сертификата качества или экологического сертификата с указанием на его поле наименования органа, выдавшего сертификат, перечня видов продукции, которая прошла сертификацию,  и результатов расчета уровня качества (или экологической чистоты), а также даты выдачи и срока действия сертификата.
    4. Орган сертификации с целью определения стабильности качества или экологической чистоты сертифицируемой продукции проводит инспекционный контроль. Инспекционный контроль осуществляется по инициативе этого органа или по заявленным претензиям потребителей или по требованию Федеральной комиссии по аккредитации за счет средств органа, проводившего сертификацию.
    Результаты  инспекционного  контроля оформляются актом,  в соответствии с которым дается оценка результатов контроля и делается заключение о возможности или невозможности сохранения действия выданного сертификата.  Акт хранится в органе сертификации, а его копии направляются изготовителю или поставщику продукции и организациям, принимавшим участие в контроле. По результатам инспекционного контроля орган, проводивший сертификацию, может приостановить или аннулировать действие сертификата и соответственно — применение Знака соответствия (Знака качества) или изменить значение уровня качества.
    5. Орган сертификации несет ответственность за полноту и объективность оценки качества и экологичности на момент сертификации. Предприятие несет ответственность на весь срок действия сертификата за точное соответствие показателей качества и экологической чистоты сертифицированной продукции значениям, установленным в результате сертификации на данном предприятии.
    6. Территория действия сертификата качества и экологического сертификата, если это не устанавливается при аккредитации особо, не имеет ограничения и в дальнейшем определяется только авторитетом органа сертификации и выбранной им системы сертификации.

    С т а т ь я  9. Материальное и моральное стимулирование социально эффективной деятельности

    1.  Работы по социальному развитию региона или производства проводятся как правило на основе договорных отношений центра социального развития с организациями — представителями местной (региональной) администрацией или производственными администрациями субъектов хозяйственной деятельности. Договор предусматривает указание наименования работ, ожидаемый социальный эффект на указанную в договоре сумму оплаты и номинальный срок исполнения, а также процент повышения или понижения оплаты от изменения сроков выполнения и эффекта относительно установленных в договоре.
    2.  В случае, если работа заключается в поиске и нейтрализации социального ущерба, устанавливается доля отчисления от полученной суммы компенсации в размере 10% в пользу всех причастных к выявлению и нейтрализации ущерба.
    3.  Распределение полученной суммы между исполнителями работ по договору производится пропорционально коэффициентом долевого участия с заранее определенным процентом отчислений инициаторам, разработчикам и исполнителям.
    4.  Публикация (оповещение) региона об авторах осуществляемого проекта с указанием социального эффекта — абсолютного и в расчете на одного жителя — производится в органах печати, распространяемых на территории, для жителей которого значим полученный эффект.
    5.  В зависимости от вклада в социальное развитие производится присуждение творческих степеней общественного развития. За нижний уровень вклада для признания общественной полезности творческих достижений личности с присвоением творческой степени кандидата общественного развития принимается реальный (или приведенный к нему потенциальный) вклад, равный среднегодовой производительности одного среднего жителя Земли.

    ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

    С т а т ь я  10. Информация в области социальной безопасности и социального развития

    1.  Информация в области социальной безопасности и социального развития страны должна включать в себя данные:
    об официальных государственных и отраслевых стандартах, нормах и нормативах, определяющих уровень номинальной (нормативной) социальной  безопасности в Российской Федерации;
    о состоянии и динамике социального производства и потребления основных социальных благ, о качестве жизни населения в стране в целом и по отдельным регионам;
    о социальной эффективности деятельности всех бюджетно финансируемых организаций и организаций, получающих льготы из федерального и местного бюджетов, а также организаций, заявляющих о своей социальной направленности;
    о состоянии и тенденциях развития внутреннего и внешнего рынков основных социально значимых товаров и услуг;
    о качестве, безопасности, экологической чистоте основной производимой и ввозимой продукции;
    о результатах выполнения и социальной эффективности (фактической и потенциальной) федеральных целевых программ, конкретных мероприятий по обеспечению социальной безопасности и социального развития;
    о новых общественно полезных предложениях граждан, институтов, ведомств... с расчетом потенциальной общественной полезности этих предложений;
    о фактах морального стимулирования за создание и реализацию общественно наиболее значимых новшеств.
    2. Информация должна быть:  а) полной, то есть включать в себя все данные, необходимо и достаточно определяющие полезность (ценность) разработок, предложений и других достижений, позволяющая потребителям информации решать поставленные перед ними задачи, а также включающая всех лиц, которые могут быть ответственны за ее некачественность и за снижение безопасности продукции ниже допустимого уровня; б) открытой для передачи всем заинтересованным лицам.
    3. Порядок формирования и предоставления информации в области социальной безопасности и социального развития определяет Правительство Российской Федерации.
    4. Для упорядочивания предложений по обеспечению социальной безопасности и социального развития, для обмена полезным опытом и общественной отработки социально значимых предложений при Федеральной комиссии по социальной аккредитации создается периодический печатный орган, а также выделяются 0,1% площади печатных периодических изданий на каждый процент финансирования их из средств государственного или местного бюджета, такая же доля времени эфира радио и телевидения (в вечерние часы) и 1% объема книжной продукции.

    С т а т ь я  11. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

    1.  Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2.  Под действие Закона подпадают все противообщественные нарушения с нанесением любого вида ущерба.
    3.  Закон обратной силы не имеет.

    С т а т ь я  12. Переходные положения

    1. С момента введения настоящего закона предусмотреть начальную долю оплаты (компенсации) нанесенного ущерба, равную 0,3 от максимальной (расчетной) начисленной к компенсации суммы с увеличением через каждые 0,5 года этой доли в 1,3 раза вплоть до введения практики возмещения всей суммы через 2 года после вступления в силу данного закона. На период до окончания этого срока действует одновременно порядок, предусмотренный данным законом, и ранее действующий порядок обеспечения социальной безопасности (по выбору причинителя вреда).
    2. Перечень нарушений особого характера для сохранения прежнего порядка судопроизводства готовится ежегодно  и утверждается постановлением Правительства до 30 мая.

    С т а т ь я  13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с  настоящим Федеральным законом

    Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты и разработать механизм его реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение 60 дней после вступления его в силу.

    С т а т ь я  14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Российской Федерации

     

    Руководитель МАОР - МИНИН Борис Алексеевич
    Тел.:241-39-03. Факс: 241-38-08. E-Mail
     



    Hosted by uCoz