Уважаемые пользователи! Сайт проходит стадию тестирования.
Большая просьба обо всех замеченных ошибках, неполадках, глюках и т.д.
сообщать сюда...
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО 
РАЗВИТИЯ 
INTERNATIONAL PUBLIC DEVELOPMENT ACADEMY
Russian  English  На главную страницу
На страницу 
МАОР

Новости МАОР

Об Академии

Оценка
общественной
полезности 

Глобализация и
антиглобализм

Проекты

СТАТЬИ
для прессы

Темы для
сотрудничества

Книги для
издания

Интересные
материалы

 Общегражданский экспертный совет 
(ОГЭС)

МЕМОРАНДУМ 
к программе создания
Общегражданского экспертного совета
(ОГЭС)

Создание Общегражданского экспертного совета продиктовано необходимостью усиления роли гражданской экспертизы, социальных оценок и добровольной социально-экологической сертификации в общественном развитии на данном историческом этапе России и в целом человеческого сообщества.
Создание Общегражданского экспертного совета является реакцией 
  • на чрезмерную идеализацию роли в жизни человека, человеческого сообщества материального производства, ЭКОНОМИКИ, как следствие - потери в социальной сфере, «СОЦИОМИКЕ»;
  • на углубление процесса коммерциализации нашей жизни, на неправомерное распространение психологии массового потребительства;
  • на  неоправданную политизацию сознания людей вместо трезвого учета интересов жизни общества; 
  • на углубление духовной и физической деградации человека;
  • ускоренное истощение природных ресурсов и загрязнение всех основных природных сред - атмосферного воздуха, почвы, воды рек, морей и океанов. 
Широкое внедрение системы социальной экспертизы позволит ввести активно работающую систему обеспечения социальной безопасности и ускоренного развития социальной сферы, которая должна находится на уровне во всяком случае не ниже уровня развития экономики. Её задача - охватить все то, что обеспечивает повышение качества нашей жизни и гарантии её безопасности. Существующие институты, в том числе и новое общественное явление - движение антиглобалистов, не способны охватить эту задачу в комплексе и организовать эффективно работающие механизмы общественного развития.
Результаты развития в социальной сфере, т.е. повышение качества жизни и обеспечение гарантий безопасности в самом широком смысле, должны быть, на наш взгляд, итоговыми, оценивающими в интересах гражданского общества любые усилия в любой сфере, в том числе в политической и экономической. 
Совершенно очевидно, что и в социальной сфере надо научиться работать результативно. А это значит - измеряемо, причем измеряемо в интересах граждан и с непосредственным, хорошо формализуемым учетом мнений самих граждан. 
Мы твердо уверены, что рыночный путь, т.е. конкурентность, конкурсность, - единственный путь эффективного развития человеческого сообщества, т.е. и материального, и социального, и духовного производства. Чтобы поставить на один уровень социальный фактор с экономическим, мы предлагаем его самостоятельно разрабатывать, развивать и реализовывать на практике.
СОЦИОМИКА должна стать по крайней мере равной ЭКОНОМИКЕ.
Для этого и требуется организация Общегражданского экспертного совета, который должен выполнять следующие основные задачи:
  • Отработка и согласование на общегражданском уровне методов экспертизы,  количественной оценки социального эффекта, ущерба (включая моральный и социально-экологический) и добровольной сертификации продукции и производств по критериям, формируемым на основе учета интересов гражданского общества;
  • Проведение экспертиз и расчетов эффекта (ущерба) от реализации общественно значимых проектов и программ, от любых социально значимых позитивных и негативных актов физических и юридически лиц, сертификации продукции и производств;
  • Передача отработанных методик в региональные органы гражданской экспертизы; 
  • Организация новых органов гражданской экспертизы - преимущественно путем аккредитации существующих организаций, имеющих для этого достаточные основания;
  • Разработка мероприятий по нейтрализации негативных последствий проектов и программ и наоборот - по распространению общественно эффективных товаров, услуг, теорий, программ, проектов, рецептов и т.п.;
  • Разработка методов нейтрализации корпоративного эгоцентризма и «навязанного прогресса»: намеренного введения в структуры, методики, законопроекты неоправданного переусложнения, в аппараты - быстро изнашиваемых узлов, неиспользования резервов, искусственной монополизации, сговора производителей, недобросовестной и агрессивной рекламы, приемов средств массовой информации, расшатывающих психику, загрубляющих психологию и способствующих культурной деградации народа и т.д.;
  • Выявление неоправданных функциональных и материальных излишеств за счет истощения природных (экологических) резервов и снижения благополучия народов других регионов и планеты в целом;
  • Консолидация усилий членов Совета и его региональных организаций по комплексной экспертизе, оценке и сертификации продукции и производств, предприятий, результатов социально значимой позитивной и негативной деятельности организаций, предприятий, учреждений и физических лиц; 
  • Помощь владельцам систем добровольной сертификации в повышении объективности собственных подсистем экспертизы и оценки;
  • Налаживание взаимного обмена опытом с другими гражданскими центрами экспертизы по разработке и применению систем объективной экспертизы, оценки и добровольной сертификации;
  • Представление интересов владельцев систем экспертизы, оценки и сертификации в официальных (государственных, общественных и других) органах внутри страны и за рубежом;
  • Предоставление текущей информации для заказчиков, в том числе путем помещения информации на Интернет-сайтах;
  • Публикация результатов собственных и сторонних теоретических и практических разработок, информирование общественности об общих проблемах и возможностях экспертизы и оценки;
  • Анализ действующих систем экспертизы, оценки и сертификации с точки зрения оптимального учета общественных интересов и представление аналитических отчетов заинтересованным лицам;
  • Законотворческая деятельность;
  • Работа по взаимному признанию отдельных систем, в том числе и зарубежных;
  • Участие в работе международных организаций по вопросам экспертизы, оценки и сертификации;
  • Способствование взаимодействию членов Совета с общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями в Российской Федерации, в ближнем и дальнем зарубежье;
  • Участие во внешнеэкономической деятельности предприятий, содействие развитию российского экспорта и повышению качества импортируемых товаров и услуг;
  • Участие в обсуждении, разработке и реализации согласованных региональных программ социально-экономического  и экологического развития;
  • Объективно обусловленная унификация отдельных фрагментов систем экспертизы и оценки;
  • Организация системы повышения квалификации сотрудников предприятий, организаций по вопросам экспертизы, оценки и сертификации;
  • Развитие выставочного дела;
  • Разработка и внесение инициативных предложений в органы государственной власти по развитию законодательной базы;
  • Представление за рубежом, на международных конференциях и т.д. интересов членов Совета и по специальным поручениям - других российских организаций; 
  •  Поиск путей оказания методической, юридической, информационной, финансовой и других видов поддержки членам Совета, другим организациям, занимающимся экспертизой, оценкой и сертификацией; 
  • Представление и защита общественных интересов в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; 
  • Разработка и реализация собственных программ (проектов) и мероприятий, направленных на ускорение общественного развития; 
  • Поиск и реализация грантов на социально-значимые программы (проекты), привлечение других ресурсов к проведению собственных разработок и программ; 
  • Создание фондов для проведения различных мероприятий, исследований и разработок; 
  • Организация собственных и разработка предложений по совершенствованию других конкурсов на программы (проекты) и мероприятия по совершенствованию и расширению практики экспертизы и оценки продукции (товаров и услуг) и производств; 
  • Осуществление издательской, просветительской и иных видов деятельности, не запрещенных федеральным законодательством и обеспечивающих материальные условия существования Совета;
Структурная схема Совета и его связей приведена на рисунке.
Общегражданский экспертный совет может взять на себя роль общеметодологического, методического, рабочего и учебного центра по развитию и распространению принципов и практических методов цивилизованного совмещения зачастую противостоящих социальных, экономических, национальных, политических и иных интересов разных слоев общества. 
Концентрируя внутри себя самых различных общественно ориентированных специалистов, он может стать проводником в наше общество высших социальных технологий и буфером, связующим звеном между коммерческими структурами, производством, финансами, государством и гражданским обществом, начиная прежде всего с решения задач «социомизации» - введения социальной экспертизы, предварительной социальной оценки и комплексного социального сопровождения всех общественно значимых проектов и программ с добровольной сертификацей: продукции (товаров и услуг) - по качеству,  производств - по экологической чистоте и эффективности, уже достаточно хорошо освоенных разработчиками данного проекта. 
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ деятельности Совета: 
  • существенное снижение случаев пропуска для реализации общественно неэффективных и тем более общественно-вредных проектов и программ - и бюджетно финансируемых, и коммерческих;
  • ускорение реализации общественно-полезных научно-технических и организационных достижений;
  • снижение масштабов и уровня загрязнения окружающей среды;
  • введение поля реальной заинтересованности для всех участников разработки, воплощения и распространения новых общественно-полезных идей, проектов и дестимулирования антиобщественных деяний. 
В конечном счете нашей главной целью должно стать ускорение общественного развития и повышение качества жизни людей
Мы приглашаем 
международные и национальные
научные,
общественные,
государственные организации,
коммерческие и финансовые структуры, 
авторитетных производителей общественно-полезных товаров и услуг - юридических лиц, 
их руководителей и 
творческие кадры 
к разработке, финансированию и реализации программ 
ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
Мы должны поставить перед собой задачу завоевать, 
заработать положение активного «СОЦИАЛЬНОГО ДАВОСА» -
достойного партнера Давосу экономическому.
Наши координаты для оперативной связи:
Тел. (095) 241-39-03, 38-08 (ф) Минин Борис Алексеевич

 

 
 
 
 
 


Проект, для обсуждения

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
(ОГЭС)

Насколько известно, в настоящее время существует множество ведомственных экспертных советов, Экспертный совет при Правительстве России и других, проводящих высококвалифицированную экспертизу и оценку проектов, программ с ведомственных и общегосударственных позиций. Однако не все они проводят социальную и экологическую экспертизу, тем более с подведением баланса материальных (экономических) и социальных плюсов и минусов, с количественным учетом социальных и экологических последствий; в ряде случаев не предусматривается введение после их реализации ни сертификация продукции по качеству и экологической чистоте, ни производств - по социально-экологическому эффекту с соответствующей компенсацией со стороны реализованных объектов наносимого ими ущерба.
Существующая практика привлечения к «выяснению истины» различных общественных организаций, тем более демонстраций и митингов как правило не приводит к проявлению истины и только накаляет, политизирует обстановку, повышает напряженность общественных отношений
В настоящее время при активизации российских общественных инициатив и построении гражданского общества все более актуализируется вопрос повышения объективности и главное –  комплексности охвата экспертизой всех явлений общественной жизни, небезразличных для гражданского общества, и следовательно, введения беспристрастных методов оценки проектов и программ с точки зрения интересов граждан - интересов, которые, как известно, далеко не всегда совпадают с ведомственными или общегосударственными. Однако в большинстве случаев, если это делается вовремя, программы и проекты могут быть скорректированы с учетом этих интересов без существенного ухудшения основных характеристик объектов, что послужит заметному ускорению общественного развития.
Среди наиболее актуальных задач, которые в настоящее время требуют решения, можно назвать такие, как:
  • Отработка и согласование на общегражданском уровне методов экспертизы, количественной оценки социального эффекта, ущерба (включая моральный и социально-экологический) и добровольной сертификации продукции и производств по критериям, формируемым на основе учета интересов гражданского общества;
  • Проведение Советом особо сложных экспертиз и расчетов эффекта (ущерба) от реализации общественно значимых проектов и программ;
  • Передача отработанных методик в региональные органы гражданской экспертизы; 
  • Организация новых органов гражданской экспертизы, оценки и добровольной сертификации;
  • Разработка мероприятий по нейтрализации негативных последствий проектов и программ и по распространению общественно эффективных товаров, услуг, теорий, программ, проектов, рецептов и т.п.;
  • Разработка мероприятий по нейтрализации негативных последствий глобализации и, наоборот, местничества,
  • Разработка методов нейтрализации корпоративного эгоцентризма и навязанного «прогресса»;
  • Выявление неоправданных функциональных и материальных излишеств за счет истощения природных (экологических) резервов и снижения благополучия народов других регионов;
  • Предоставление текущей концентрированной информации для заказчиков, в том числе путем помещения информации на Интернет-сайтах;
  • Публикация собственных и представляемых Совету теоретических и практических разработок, информирование общественности об общих проблемах и возможностях экспертизы, оценки и добровольной сертификации;
  • Представление и защита общественных интересов в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; 
  • Организация конкурсов на лучшие программы (проекты) и мероприятия по совершенствованию и расширению практики экспертизы, оценки и сертификации продукции и производств. И так далее. 
К недостаткам существующей системы обеспечения решения этих задач относятся:
1. Стихийно сложившаяся методология в лучшем случае учитывает государственные, корпоративные, реже - ведомственные и очень редко общественные интересы, тем более социального характера;
2. Не создана система контроля эффективности решения этих задач, учета всего спектра последствий, всех видов эффекта и ущерба (в том числе материального, экономического, социального, физического, биологического, морального…); как правило не проводится оценка комплексной эффективности проектируемых и реализованных объектов. Практически без социальной экспертизы, оценки и сертификации качества остаются такие общественно важные виды услуг, как банковские, туристические, реклама, услуги (работы) по совершенствованию условий труда на предприятиях,  рекреационных условий мест отдыха и лечения и многие другие.
3. Не налажена система аккредитации организаций, способных выполнять социальные экспертизы и проводить социальное сопровождение проектов, программ и различных объектов с высокой социальной значимостью. 
Общегражданский экспертный совет создается с целью устранения указанных недостатков на базе объединения наиболее подготовленных отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Основными направлениями работы данной организации можно назвать развитие теории и практики экспертизы, вербальной и количественной оценки общественной эффективности проектов, программ и реализованных объектов, отдельных видов продукции товаров и услуг по уровню качества и по экологической чистоте, производств по уровню экологичности и общественной эффективности (с учетом качества производимой ими продукции); проведение наиболее сложных и общественно наиболее значимых экспертиз, оценок и добровольных сертификаций; аккредитация и передача в регионы методов и средств экспертизы, оценки и добровольной сертификации; аттестация экспертов, преподавательского состава и самих специалистов по экспертизе, оценке и сертификации.
Большинство из перечисленных функций методически отработано и частично освоено разработчиками концепции Общегражданского экспертного Совета - но в ограниченном масштабе.
Государство, признав необходимость создания подобной организации и, в частности, введя своих специалистов в состав Наблюдательной комиссии Совета, могло бы:
  • поручить Совету функцию социального сопровождения общественно наиболее значимых программ, проектов, научно-технических достижений для предъявления его результатов всем заинтересованным лицам, главным образом  заказчикам и исполнителям бюджетно финансируемых и комплексных проектов с высокой общественной значимостью;
  • рекомендовать рекламоизготовителям и рекламодателям учитывать результаты сертификации продукции по качеству, а местным администрациям, особо заинтересованным в снижении деградации окружающей природной среды собственных регионов, - сертификации производств по экологической чистоте и социальной эффективности;
  • рекомендовать налоговым, финансовым, таможенным и другим государственным органам использовать результаты работы Совета;
  • рекомендовать министерствам и ведомствам, отдельным внедренческим организациям:
    • учитывать выявленные в процессе экспертизы силами ОГЭС и аккредитованных им лиц все позитивные и негативные последствия от реализации всех значимых программ, проектов и предусмотреть порядок возложения на своих работников долевой ответственности за ущерб от реализации программ, в равной степени как и распределения полагающегося им долевого вознаграждения за проявленный после реализации общественно значимый эффект.
Предполагается, что организация начала работы и начало функционирования Совета будут проведены на средства учредителей по взаимосогласованной доле. Впоследствии Совет должен работать на принципах самообеспечения, выдерживая определенный приоритет при выполнении заказов интересов учредителей и членов Наблюдательной комиссии.
При этом для достижения уставных целей Совет может арендовать или создать собственные теле- и радиоканалы, издавать книги и журналы по тематике работы Совета, проводить другими методами активную политику приоритетов общественного развития и обеспечения социальной безопасности.
Меморандум и справка подготовлены с учетом опыта разработки Российско-европейского агентства РЕА «Развитие», проводимой в настоящее время силами сотрудников Международной Академии общественного развития, Российской экспертной лиги и Центра стратегических разработок.

Дальние перспективы

- Реализация идеи введение в статданные ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ - не только экономических, но и обобщенных социальных и социально-экологических, буквально в абсолютных и относительных значениях, которые охарактеризуют состояние и перспективы благосостояния народа намного точнее, чем пресловутая средняя зарплата в ам. долл.
- Реализация идеи введения на этапе предвыборных кампаний (в стране и в любом регионе) программы «ВЫБОРЫ, КТО ЕСТЬ КТО» с максимально объективным представлением «лица» каждого кандидата, каждой партии путем оценки ожидаемой эффективности их программ и недвусмысленных ответов на самые острые вопросы для конкретного времени и места. Все это вместо игры на эмоциях, возбуждения масс и тому подобных приемов политических игр.
- Поиск и реализация путей совершенствования «планеты СМИ», но самым демократичным способом: на собственном примере.
Если удастся по финансовым соображениям, ОГЭС постарается по возможности в ближайшее время организовать: 
  • единый альманах «ОБОЗРЕВАТЕЛЬ» с регулярной публикацией лучших из максимально возможного числа изданий («Московский обозреватель» до убийства его главного редактора охватывал 200 журналов и газет); 
  • радиостанцию «ЭЛИТА» с лучшей, самой талантливой музыкой всех без исключения жанров и наиболее ценной информацией:
  • телеканал с самой интересной и самой ценной информацией и с самыми достойными ведущими;
  • издательство «РАЗВИТИЕ», целиком ориентированное на выпуск и серьезных и развлекательных книг, но по тематике общественного развития; 
  • журнал «ТАЛАНТ» («Талант общественного развития»), тираж которого, без сомнения, будет постоянно возрастать. 
ОГЭС будет способствовать тому, чтобы:
СМИ, кроме доставки так называемой объективной информации, стали активным средством совершенствования личности - активизатором творческого потенциала людей, заложенного в каждом из нас.

 

 
 
 


 
 

Руководитель МАОР - МИНИН Борис Алексеевич
Тел.:241-39-03. Факс: 241-38-08. E-Mail
 





Hosted by uCoz