МЕМОРАНДУМ
к программе создания
Общегражданского экспертного совета
(ОГЭС)
Создание Общегражданского экспертного совета продиктовано необходимостью
усиления роли гражданской экспертизы, социальных оценок и добровольной
социально-экологической сертификации в общественном развитии на данном
историческом этапе России и в целом человеческого сообщества.
Создание Общегражданского экспертного совета является реакцией
-
на чрезмерную идеализацию роли в жизни человека, человеческого сообщества
материального производства, ЭКОНОМИКИ, как следствие - потери в социальной
сфере, «СОЦИОМИКЕ»;
-
на углубление процесса коммерциализации нашей жизни, на неправомерное распространение
психологии массового потребительства;
-
на неоправданную политизацию сознания людей вместо трезвого учета
интересов жизни общества;
-
на углубление духовной и физической деградации человека;
-
ускоренное истощение природных ресурсов и загрязнение всех основных природных
сред - атмосферного воздуха, почвы, воды рек, морей и океанов.
Широкое внедрение системы социальной экспертизы позволит ввести активно
работающую систему обеспечения социальной безопасности и ускоренного развития
социальной сферы, которая должна находится на уровне во всяком случае не
ниже уровня развития экономики. Её задача - охватить все то, что обеспечивает
повышение качества нашей жизни и гарантии её безопасности. Существующие
институты, в том числе и новое общественное явление - движение антиглобалистов,
не способны охватить эту задачу в комплексе и организовать эффективно работающие
механизмы общественного развития.
Результаты развития в социальной сфере, т.е. повышение качества жизни и
обеспечение гарантий безопасности в самом широком смысле, должны быть,
на наш взгляд, итоговыми, оценивающими в интересах гражданского общества
любые усилия в любой сфере, в том числе в политической и экономической.
Совершенно очевидно, что и в социальной сфере надо научиться работать результативно.
А это значит - измеряемо, причем измеряемо в интересах граждан и с непосредственным,
хорошо формализуемым учетом мнений самих граждан.
Мы твердо уверены, что рыночный путь, т.е. конкурентность, конкурсность,
- единственный путь эффективного развития человеческого сообщества, т.е.
и материального, и социального, и духовного производства. Чтобы поставить
на один уровень социальный фактор с экономическим, мы предлагаем его самостоятельно
разрабатывать, развивать и реализовывать на практике.
СОЦИОМИКА должна стать по крайней мере равной ЭКОНОМИКЕ.
Для этого и требуется организация Общегражданского экспертного совета,
который должен выполнять следующие основные задачи:
-
Отработка и согласование на общегражданском уровне методов экспертизы,
количественной оценки социального эффекта, ущерба (включая моральный и
социально-экологический) и добровольной сертификации продукции и производств
по критериям, формируемым на основе учета интересов гражданского общества;
-
Проведение экспертиз и расчетов эффекта (ущерба) от реализации общественно
значимых проектов и программ, от любых социально значимых позитивных и
негативных актов физических и юридически лиц, сертификации продукции и
производств;
-
Передача отработанных методик в региональные органы гражданской экспертизы;
-
Организация новых органов гражданской экспертизы - преимущественно путем
аккредитации существующих организаций, имеющих для этого достаточные основания;
-
Разработка мероприятий по нейтрализации негативных последствий проектов
и программ и наоборот - по распространению общественно эффективных товаров,
услуг, теорий, программ, проектов, рецептов и т.п.;
-
Разработка методов нейтрализации корпоративного эгоцентризма и «навязанного
прогресса»: намеренного введения в структуры, методики, законопроекты неоправданного
переусложнения, в аппараты - быстро изнашиваемых узлов, неиспользования
резервов, искусственной монополизации, сговора производителей, недобросовестной
и агрессивной рекламы, приемов средств массовой информации, расшатывающих
психику, загрубляющих психологию и способствующих культурной деградации
народа и т.д.;
-
Выявление неоправданных функциональных и материальных излишеств за счет
истощения природных (экологических) резервов и снижения благополучия народов
других регионов и планеты в целом;
-
Консолидация усилий членов Совета и его региональных организаций по комплексной
экспертизе, оценке и сертификации продукции и производств, предприятий,
результатов социально значимой позитивной и негативной деятельности организаций,
предприятий, учреждений и физических лиц;
-
Помощь владельцам систем добровольной сертификации в повышении объективности
собственных подсистем экспертизы и оценки;
-
Налаживание взаимного обмена опытом с другими гражданскими центрами экспертизы
по разработке и применению систем объективной экспертизы, оценки и добровольной
сертификации;
-
Представление интересов владельцев систем экспертизы, оценки и сертификации
в официальных (государственных, общественных и других) органах внутри страны
и за рубежом;
-
Предоставление текущей информации для заказчиков, в том числе путем помещения
информации на Интернет-сайтах;
-
Публикация результатов собственных и сторонних теоретических и практических
разработок, информирование общественности об общих проблемах и возможностях
экспертизы и оценки;
-
Анализ действующих систем экспертизы, оценки и сертификации с точки зрения
оптимального учета общественных интересов и представление аналитических
отчетов заинтересованным лицам;
-
Законотворческая деятельность;
-
Работа по взаимному признанию отдельных систем, в том числе и зарубежных;
-
Участие в работе международных организаций по вопросам экспертизы, оценки
и сертификации;
-
Способствование взаимодействию членов Совета с общественными объединениями,
коммерческими и некоммерческими организациями в Российской Федерации, в
ближнем и дальнем зарубежье;
-
Участие во внешнеэкономической деятельности предприятий, содействие развитию
российского экспорта и повышению качества импортируемых товаров и услуг;
-
Участие в обсуждении, разработке и реализации согласованных региональных
программ социально-экономического и экологического развития;
-
Объективно обусловленная унификация отдельных фрагментов систем экспертизы
и оценки;
-
Организация системы повышения квалификации сотрудников предприятий, организаций
по вопросам экспертизы, оценки и сертификации;
-
Развитие выставочного дела;
-
Разработка и внесение инициативных предложений в органы государственной
власти по развитию законодательной базы;
-
Представление за рубежом, на международных конференциях и т.д. интересов
членов Совета и по специальным поручениям - других российских организаций;
-
Поиск путей оказания методической, юридической, информационной, финансовой
и других видов поддержки членам Совета, другим организациям, занимающимся
экспертизой, оценкой и сертификацией;
-
Представление и защита общественных интересов в отношениях с федеральными
и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-
Разработка и реализация собственных программ (проектов) и мероприятий,
направленных на ускорение общественного развития;
-
Поиск и реализация грантов на социально-значимые программы (проекты), привлечение
других ресурсов к проведению собственных разработок и программ;
-
Создание фондов для проведения различных мероприятий, исследований и разработок;
-
Организация собственных и разработка предложений по совершенствованию других
конкурсов на программы (проекты) и мероприятия по совершенствованию и расширению
практики экспертизы и оценки продукции (товаров и услуг) и производств;
-
Осуществление издательской, просветительской и иных видов деятельности,
не запрещенных федеральным законодательством и обеспечивающих материальные
условия существования Совета;
Структурная схема Совета и его связей приведена на рисунке.
Общегражданский экспертный совет может взять на себя роль общеметодологического,
методического, рабочего и учебного центра по развитию и распространению
принципов и практических методов цивилизованного совмещения зачастую противостоящих
социальных, экономических, национальных, политических и иных интересов
разных слоев общества.
Концентрируя внутри себя самых различных общественно ориентированных специалистов,
он может стать проводником в наше общество высших социальных технологий
и буфером, связующим звеном между коммерческими структурами, производством,
финансами, государством и гражданским обществом, начиная прежде всего с
решения задач «социомизации» - введения социальной экспертизы, предварительной
социальной оценки и комплексного социального сопровождения всех общественно
значимых проектов и программ с добровольной сертификацей: продукции (товаров
и услуг) - по качеству, производств - по экологической чистоте и
эффективности, уже достаточно хорошо освоенных разработчиками данного проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ деятельности Совета:
-
существенное снижение случаев пропуска для реализации общественно неэффективных
и тем более общественно-вредных проектов и программ - и бюджетно финансируемых,
и коммерческих;
-
ускорение реализации общественно-полезных научно-технических и организационных
достижений;
-
снижение масштабов и уровня загрязнения окружающей среды;
-
введение поля реальной заинтересованности для всех участников разработки,
воплощения и распространения новых общественно-полезных идей, проектов
и дестимулирования антиобщественных деяний.
В конечном счете нашей главной целью должно стать ускорение общественного
развития и повышение качества жизни людей
Мы приглашаем
международные и национальные
научные,
общественные,
государственные организации,
коммерческие и финансовые структуры, |
авторитетных производителей общественно-полезных товаров и услуг -
юридических лиц,
их руководителей и
творческие кадры |
к разработке, финансированию и реализации программ
ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
Мы должны поставить перед собой задачу завоевать,
заработать положение активного «СОЦИАЛЬНОГО ДАВОСА» -
достойного партнера Давосу экономическому.
Наши координаты для оперативной связи:
Тел. (095) 241-39-03, 38-08 (ф) Минин Борис Алексеевич
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ
ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
(ОГЭС)
Насколько известно, в настоящее время существует множество ведомственных
экспертных советов, Экспертный совет при Правительстве России и других,
проводящих высококвалифицированную экспертизу и оценку проектов, программ
с ведомственных и общегосударственных позиций. Однако не все они проводят
социальную и экологическую экспертизу, тем более с подведением баланса
материальных (экономических) и социальных плюсов и минусов, с количественным
учетом социальных и экологических последствий; в ряде случаев не предусматривается
введение после их реализации ни сертификация продукции по качеству и экологической
чистоте, ни производств - по социально-экологическому эффекту с соответствующей
компенсацией со стороны реализованных объектов наносимого ими ущерба.
Существующая практика привлечения к «выяснению истины» различных общественных
организаций, тем более демонстраций и митингов как правило не приводит
к проявлению истины и только накаляет, политизирует обстановку, повышает
напряженность общественных отношений
В настоящее время при активизации российских общественных инициатив и построении
гражданского общества все более актуализируется вопрос повышения объективности
и главное – комплексности охвата экспертизой всех явлений общественной
жизни, небезразличных для гражданского общества, и следовательно, введения
беспристрастных методов оценки проектов и программ с точки зрения интересов
граждан - интересов, которые, как известно, далеко не всегда совпадают
с ведомственными или общегосударственными. Однако в большинстве случаев,
если это делается вовремя, программы и проекты могут быть скорректированы
с учетом этих интересов без существенного ухудшения основных характеристик
объектов, что послужит заметному ускорению общественного развития.
Среди наиболее актуальных задач, которые в настоящее время требуют решения,
можно назвать такие, как:
-
Отработка и согласование на общегражданском уровне методов экспертизы,
количественной оценки социального эффекта, ущерба (включая моральный и
социально-экологический) и добровольной сертификации продукции и производств
по критериям, формируемым на основе учета интересов гражданского общества;
-
Проведение Советом особо сложных экспертиз и расчетов эффекта (ущерба)
от реализации общественно значимых проектов и программ;
-
Передача отработанных методик в региональные органы гражданской экспертизы;
-
Организация новых органов гражданской экспертизы, оценки и добровольной
сертификации;
-
Разработка мероприятий по нейтрализации негативных последствий проектов
и программ и по распространению общественно эффективных товаров, услуг,
теорий, программ, проектов, рецептов и т.п.;
-
Разработка мероприятий по нейтрализации негативных последствий глобализации
и, наоборот, местничества,
-
Разработка методов нейтрализации корпоративного эгоцентризма и навязанного
«прогресса»;
-
Выявление неоправданных функциональных и материальных излишеств за счет
истощения природных (экологических) резервов и снижения благополучия народов
других регионов;
-
Предоставление текущей концентрированной информации для заказчиков, в том
числе путем помещения информации на Интернет-сайтах;
-
Публикация собственных и представляемых Совету теоретических и практических
разработок, информирование общественности об общих проблемах и возможностях
экспертизы, оценки и добровольной сертификации;
-
Представление и защита общественных интересов в отношениях с федеральными
и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-
Организация конкурсов на лучшие программы (проекты) и мероприятия по совершенствованию
и расширению практики экспертизы, оценки и сертификации продукции и производств.
И так далее.
К недостаткам существующей системы обеспечения решения этих задач относятся:
1. Стихийно сложившаяся методология в лучшем случае учитывает государственные,
корпоративные, реже - ведомственные и очень редко общественные интересы,
тем более социального характера;
2. Не создана система контроля эффективности решения этих задач, учета
всего спектра последствий, всех видов эффекта и ущерба (в том числе материального,
экономического, социального, физического, биологического, морального…);
как правило не проводится оценка комплексной эффективности проектируемых
и реализованных объектов. Практически без социальной экспертизы, оценки
и сертификации качества остаются такие общественно важные виды услуг, как
банковские, туристические, реклама, услуги (работы) по совершенствованию
условий труда на предприятиях, рекреационных условий мест отдыха
и лечения и многие другие.
3. Не налажена система аккредитации организаций, способных выполнять социальные
экспертизы и проводить социальное сопровождение проектов, программ и различных
объектов с высокой социальной значимостью.
Общегражданский экспертный совет создается с целью устранения указанных
недостатков на базе объединения наиболее подготовленных отечественных и
зарубежных ученых и специалистов. Основными направлениями работы данной
организации можно назвать развитие теории и практики экспертизы, вербальной
и количественной оценки общественной эффективности проектов, программ и
реализованных объектов, отдельных видов продукции товаров и услуг по уровню
качества и по экологической чистоте, производств по уровню экологичности
и общественной эффективности (с учетом качества производимой ими продукции);
проведение наиболее сложных и общественно наиболее значимых экспертиз,
оценок и добровольных сертификаций; аккредитация и передача в регионы методов
и средств экспертизы, оценки и добровольной сертификации; аттестация экспертов,
преподавательского состава и самих специалистов по экспертизе, оценке и
сертификации.
Большинство из перечисленных функций методически отработано и частично
освоено разработчиками концепции Общегражданского экспертного Совета -
но в ограниченном масштабе.
Государство, признав необходимость создания подобной организации и, в частности,
введя своих специалистов в состав Наблюдательной комиссии Совета, могло
бы:
-
поручить Совету функцию социального сопровождения общественно наиболее
значимых программ, проектов, научно-технических достижений для предъявления
его результатов всем заинтересованным лицам, главным образом заказчикам
и исполнителям бюджетно финансируемых и комплексных проектов с высокой
общественной значимостью;
-
рекомендовать рекламоизготовителям и рекламодателям учитывать результаты
сертификации продукции по качеству, а местным администрациям, особо заинтересованным
в снижении деградации окружающей природной среды собственных регионов,
- сертификации производств по экологической чистоте и социальной эффективности;
-
рекомендовать налоговым, финансовым, таможенным и другим государственным
органам использовать результаты работы Совета;
-
рекомендовать министерствам и ведомствам, отдельным внедренческим организациям:
-
учитывать выявленные в процессе экспертизы силами ОГЭС и аккредитованных
им лиц все позитивные и негативные последствия от реализации всех значимых
программ, проектов и предусмотреть порядок возложения на своих работников
долевой ответственности за ущерб от реализации программ, в равной степени
как и распределения полагающегося им долевого вознаграждения за проявленный
после реализации общественно значимый эффект.
Предполагается, что организация начала работы и начало функционирования
Совета будут проведены на средства учредителей по взаимосогласованной доле.
Впоследствии Совет должен работать на принципах самообеспечения, выдерживая
определенный приоритет при выполнении заказов интересов учредителей и членов
Наблюдательной комиссии.
При этом для достижения уставных целей Совет может арендовать или создать
собственные теле- и радиоканалы, издавать книги и журналы по тематике работы
Совета, проводить другими методами активную политику приоритетов общественного
развития и обеспечения социальной безопасности.
Меморандум и справка подготовлены с учетом опыта разработки Российско-европейского
агентства РЕА «Развитие», проводимой в настоящее время силами сотрудников
Международной Академии общественного развития, Российской экспертной лиги
и Центра стратегических разработок.
Дальние перспективы
- Реализация идеи введение в статданные ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ - не только
экономических, но и обобщенных социальных и социально-экологических, буквально
в абсолютных и относительных значениях, которые охарактеризуют состояние
и перспективы благосостояния народа намного точнее, чем пресловутая средняя
зарплата в ам. долл.
- Реализация идеи введения на этапе предвыборных кампаний (в стране и в
любом регионе) программы «ВЫБОРЫ, КТО ЕСТЬ КТО» с максимально объективным
представлением «лица» каждого кандидата, каждой партии путем оценки ожидаемой
эффективности их программ и недвусмысленных ответов на самые острые вопросы
для конкретного времени и места. Все это вместо игры на эмоциях, возбуждения
масс и тому подобных приемов политических игр.
- Поиск и реализация путей совершенствования «планеты СМИ», но самым демократичным
способом: на собственном примере.
Если удастся по финансовым соображениям, ОГЭС постарается по возможности
в ближайшее время организовать:
-
единый альманах «ОБОЗРЕВАТЕЛЬ» с регулярной публикацией лучших из максимально
возможного числа изданий («Московский обозреватель» до убийства его главного
редактора охватывал 200 журналов и газет);
-
радиостанцию «ЭЛИТА» с лучшей, самой талантливой музыкой всех без исключения
жанров и наиболее ценной информацией:
-
телеканал с самой интересной и самой ценной информацией и с самыми достойными
ведущими;
-
издательство «РАЗВИТИЕ», целиком ориентированное на выпуск и серьезных
и развлекательных книг, но по тематике общественного развития;
-
журнал «ТАЛАНТ» («Талант общественного развития»), тираж которого, без
сомнения, будет постоянно возрастать.
ОГЭС будет способствовать тому, чтобы:
СМИ, кроме доставки так называемой объективной информации, стали активным
средством совершенствования личности - активизатором творческого потенциала
людей, заложенного в каждом из нас.
|